В основу электронной коллекции, созданной на рукописных материалах Научной библиотеки Сыктывкарского университета, мы положили рукописные источники, составляющие самую интересную и наиболее изученную территориальную коллекцию университетской библиотеки - Усть-Цилемское собрание рукописных книг. Представляемая далее коллекция является территориальным собранием, сформированным на основе археографических экспедиций филологов Сыктывкарского университета (преподавателей и студентов) в Усть-Цилемский район Республики Коми в 1977-1990 гг. Коллекция в настоящее время насчитывает 267 единиц хранения XVII - XX вв., из которых бoльшая часть - 209 рукописей - имеет научное описание, изданное в составе первого выпуска каталога-путеводителя "Памятники письменности в хранилищах Коми АССР".
Район Низовой Печоры, включающий селения по берегам Печоры и ее притоков - Пижмы и Цильмы (по современному административному делению - Усть-Цилемский район Республики Коми), является уникальным центром, где на протяжении нескольких столетий постепенно сформировалась своеобразная местная рукописно-книжная традиция, уходящая корнями в XI-XIIвв., когда земли по берегам Печоры и ее притоков - Пижмы и Цильмы, привлекли внимание новгородцев, приезжавших в эти далекие места ради рыбного и пушного промыслов и привозивших с собой и первые рукописные книги. Однако преобладание миграций в первый период славянского освоения края не способствовало оседанию книг в этом северном крае и формированию здесь сколько-нибудь устойчивой традиции.
О приобщении обитателей Низовой Печоры к кириллической книжной культуре можно говорить лишь с периода присоединения всего региона к Московскому великому княжеству, то есть примерно с конца XV в., когда появляется первый административный центр в низовьях Печоры - Пустозерский острог, где постепенно накапливались кириллические книги, привозимые из Московской земли служилыми людьми (подьячими, рудознатцами, таможенными служителями), а также пустозерскими воеводами, среди которых многие были весьма образованными людьми.
В середине XVI в. на правом берегу Печоры при впадении в нее р. Цильмы возникает второе постоянное поселение - небольшая слободка, названная по месту расположения Усть-Цильмой. Этой слободке, насчитывавшей первоначально всего несколько дворов, суждено было стать впоследствии не только крупным хозяйственным и административным центром Усть-Цилемского края, но и самобытным центром книжной культуры. Основателем ее, согласно дошедшим жалованным грамотам Ивана Грозного, стал новгородский кречатник Иван Дмитриев по прозвищу Ластка.
Со второй половины XVI в. заметную роль в пополнении книжного фонда Низовой Печоры стали играть и торговые люди - купцы из Новгорода, Каргополя, Холмогор, Пинеги, Мезени, Великого Устюга, Сольвычегодска, Ярославля, Соликамска и других городов, которые приезжали сюда за красной рыбой, моржовым зубом и мехом, привозя с собой и книги, также ставшие к этому времени предметом обмена и торговли. Они не только пополняли церковные библиотеки, но попадали и в пустозерский воеводский архив - первое государственное хранилище документов и книг на Печоре. С конца XVI в. активизируется и роль самих усть-цилемцев в книгообмене внутри региона: регулярно посещая Пустозерск по служебным и торговым делам, обитатели Усть-Цилемской слободки привозили сюда свои книги, увозя из Пустозерска другие - для себя и своих соседей.
Важнейший этап в истории формирования книжной культуры Усть-Цилемского края связан со старообрядческим движением. Почву для укоренения старообрядческих идей на Низовой Печоре подготовили знаменитые пустозерские узники - виднейшие писатели-полемисты второй половины XVII в. протопоп Аввакум и его соузники. Твердостью в вере, пламенными проповедями, посланиями, рассылавшимися во все концы страны с помощью пустозерских служилых людей и печорских крестьян, пустозерские затворники еще при жизни стяжали себе ореол святых. Жестокая же казнь, последовавшая "за великие на царский дом хулы" в 1682 г., лишь закрепила в сознании приверженцев староверия этот образ. Ссылка старообрядцев в Пустозерск продолжалась и в последующие годы. Сюда на вечное поселение были направлены, например, руководители выступлений астраханского казачества старообрядцы Якушка Федоров, Пашка Юрьев и другие.
С начала XVIII в. Усть-Цилемский край попадает в зону миграций больших масс старообрядческого крестьянского населения из северо-западных регионов (с Пинеги и Мезени) на восток. Переселенцы устраивались сначала в Усть-Цильме, а затем - в поисках еще более глухих мест - перебирались на Пижму и Цильму, основывая здесь новые поселения.
На Низовой Печоре получило распространение учение старообрядцев-беспоповцев даниловского согласия, что было обусловлено большим влиянием, которое оказало на печорских старообрядцев Выголексинское общежительство - известный поморский скит, по модели которого около 1715 г. в верховьях Пижмы был основан местный Великопоженский скит, ставший не только религиозным центром всего Усть-Цилемского края, но и центром книжной культуры, куда стекались старинные рукописи из Поморья и других старообрядческих центров Севера. Здесь, на Великих Пожнях, старинные рукописи не только читались, но и переписывались, а затем рукописные труды великопоженцев распространялись по всей Низовой Печоре. Аналогичный скит - Омелинский - несколько позже возник на Цильме, выполняя ту же роль религиозного и просветительского центра одновременно. Деятельность этих скитов продолжалась немногим более столетия - в середине XIX в. они были закрыты.
После закрытия скитов главными хранителями и распространителями рукописной и старопечатной книги на Низовой Печоре становятся старообрядческие наставники и некоторые зажиточные усть-цилемцы. В их руках постепенно сосредотачивается бoльшая часть старинных книг, попавших на Печору из других районов страны и сохраненных от конфискаций православных властей при ликвидации скитов. У них же накапливаются рукописи, переписывавшихся местными грамотными крестьянами независимо от скитской рукописной традиции. Зажиточные усть-цилемцы не жалели денег на выкупание у духовных властей и конфискованных "разорителями" скитских книг.
Закрытие Печорских скитов и последовавшее вскоре закрытие Выголексинского общежительства, главного поставщика новой книжной продукции на Печору, имело и другое важное для формирования местной книжной традиции следствие: лишившись привычного канала пополнения своих рукописных библиотек, местные крестьяне вынуждены были сами заняться перепиской рукописей. Для одних это оставалось подсобным занятием, другие стали профессиональными писцами, выпустившими многие десятки объемных сборников и сотни малых книжечек.
В практике местных усть-цилемских и пижемских писцов в последней трети XIX в. формируется особый тип письма, так называемый печорский полуустав, образцом для которого послужило несколько огрубленное скитскими грамотеями поморское полууставное письмо, созданное выговскими книжниками в XVIII в. Характерными признаками печорского полуустава являются значительная свобода письма, отсутствие строгой линейности в строке, менее строгие пропорции отдельных графем. Буквы печорского полуустава имеют больше завитков, больше широких свободных взмахов пера и тонких линий, нежели образцы его прототипа. Печорский полуустав хотя и уступает во многом по красоте и четкости поморскому полууставу, однако, свидетельствует о незаурядном мастерстве местных профессиональных переписчиков. Некоторые мастера книги этого периода, среди которых в первую очередь надо назвать Ивана Степановича Мяндина, достигают в лучших своих работах очень высокой степени художественности.
В начале ХХ в. рукописная традиция Низовой Печоры начинает угасать. Это было обусловлено главным образом появлением большого количества новых печатных кириллических книг, издание которых было официально разрешено после 1905 г. Новопечатная кириллическая книга быстро вытеснила из крестьянского обихода многие жанры рукописной книжности. Объем работы местных переписчиков заметно сократился, уменьшилось и число лиц, ранее занимавшихся копированием рукописей. Продолжали переписываться только те книги, которые не издавались, но на Печоре пользовались большим спросом, например, апокрифы, духовные стихи, заговоры.
Однако старинные книги еще долго продолжали оставаться доминантой духовной жизни усть-цилемских крестьян: их читали и перечитывали (о чем свидетельствуют читательские записи ХХ в., сохранившиеся на их полях), их бережно хранили, передавая из поколения в поколение. Благодаря этим многочисленным хранителям усть-цилемской книжности из среды печорских крестьян стало возможным во второй половине ХХ в. изучение этого уникального книжного комплекса, донесшего до нас большое количество ценных списков древнерусских литературных произведений и памятников старообрядческой публицистики XVII-XIX вв., а также целый ряд интереснейших местных крестьянских переработок старинных произведений, созданных в XIX столетии.
Вместе с тем без систематической целенаправленной собирательской работы книжные сокровища Усть-Цилемского края, возможно, не сохранились бы в том объеме, в каком они известны и доступны для изучения в настоящее время. Разбросанные по крестьянским домам бесценные рукописные сборники, зачастую пылившиеся по чуланам и поветям, не открыли бы миру своих литературных богатств, если бы не обрели трудами археографов вторую жизнь на полках государственных книгохранилищ.
Впервые интерес к книжной культуре Низовой Печоры проявил видный писатель и этнограф С.В. Максимов, который в 1856-1857 гг. посетил Усть-Цилемский край по заданию Военно-Морского министерства для изучения возможностей комплектования российского флота матросами, выросшими в "водных" районах России. Результатом поездки ученого явилась уникальная в своем роде книга "Год на Севере", удостоенная Географическим обществом золотой медали.
Автор ее первым из ученых, посещавших Печору, обратил внимание на богатство края старинными памятниками письменности и на активное их использование печорскими крестьянами в качестве назидательного и душеспасительного чтения. Писатель был поражен высоким уровнем грамотности печорского крестьянства и наличием живой рукописной традиции. Высоко оценил С.В. Максимов и литературные достоинства рукописных сборников, составленных печорскими грамотеями.
Начало же собственно археографическому изучению Низовой Печоры было положено известным филологом Н.Е. Ончуковым, объехавшим в 1901 и 1902 гг. многие села Низовой Печоры и обследовавшим все местные архивы, церковные библиотеки и некоторые частные книжные собрания. В ходе экспедиций Н.Е Ончуков записывал памятники устного народного творчества, изучал религиозный быт и верования печорских старообрядцев. Приобретенные им у местного населения книги влились впоследствии в рукописный фонд Библиотеки Академии наук. Несколько парадоксальным, однако, явился общий вывод ученого о бедности усть-цилемских селений ценными в научном отношении книгами. Этот вывод авторитетного специалиста надолго отвлек внимание историко-филологической науки от систематического обследования региона.
Настоящим же "колумбом" книжной Печоры стал Ленинградский филолог и археограф, выдающийся знаток русской рукописной книги В.И. Малышев. Первый этап работы ученого в Усть-Цилемском районе относится к 1930-м годам. Две его поездки на Печорский Север по следам С.В. Максимова и Н.Е. Ончукова показали правоту первого и ошибку второго в оценке запасов и характера рукописной книжности усть-цилемов. Начинающий археограф смог приобрести уже в ходе этих первых экспедиций на Печору ценнейшие рукописи, содержащие разнообразные древнерусские литературные памятники, сочинения родоначальников староверия, жития русских подвижников, историко-публицистические повести и т.д.
Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война отодвинула дальнейшее археографическое изучение Печорского края на несколько лет. Однако уже с 1949 г. В.И. Малышев, ставший к тому времени сотрудником ИРЛИ АН СССР (Пушкинский Дом), возобновляет поездки на Печору. Он совершает их почти ежегодно на протяжении двух десятилетий. В ходе экспедиций были обследованы все населенные пункты по нижнему течению Печоры и ее притокам, выявлен основной круг хранителей старинной рукописной и печатной книжности, составлены описания наиболее ценных крестьянских библиотек, скопированы наиболее ценные историко-литературные памятники из состава сборников, которые не удалось получить для государственного хранения, приобретено свыше 600 рукописей XV-XX вв. и несколько десятков старопечатных книг XVI-XX вв.
В конце 60-х - начале 70-х гг. собирательскую работу В.И. Малышева на Печоре продолжили его коллеги по Пушкинскому Дому и студенты Ленинградского университета во главе с известным исследователем творчества протопопа Аввакума Н.С. Демковой. В результате этих многочисленных экспедиций в Древлехранилище ИРЛИ сформировалось два рукописных собрания - Усть-Цилемское (417 ед. хранения) и Усть-Цилемское новое (370 ед. хранения).
Работа по описанию этих собраний, а также изучение отдельных рукописных текстов в составе усть-цилемских сборников, начатая В.И. Малышевым и вылившаяся в его монографию "Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX веков" (1960 г.), а затем продолженная другими исследователями, показала, что усть-цилемские рукописи являются весьма ценным источником для изучения истории отечественной культуры, в особенности культуры и быта населения Низовой Печоры. Они свидетельствовали о наличие особого нижнепечорского "культурного гнезда", заметно обособленного от остальной Печоры, и открывали почти совершенно не изученную область духовной жизни крестьян Русского Севера, создававших вдали от столичных центров свою письменность и литературу.
Последние экспедиции ленинградских археографов на Низовую Печору показали, что, несмотря на двадцатилетнюю успешную собирательскую работу в этом районе, он к середине 1970-х гг. еще не утратил своего значения как археографический заповедник. Это подтвердили последующие экспедиции на Печору филологов Сыктывкарского университета во главе с преподавателем кафедры русской литературы Т.Ф.Волковой. Активное участие в собирательской работе приняли тогдашние студенты филологического факультета - М.В.Мелихов, А.Н.Власов, Е.А.Рыжова, впоследствии успешно закончившие университет, защитившие диссертации и теперь являющиеся преподавателями Сыктывкарского университета, составившими научный коллектив, который подготовил фундамент для осуществления данного проекта.
Первая экспедиция СыктГУ на Низовую Печору состоялась в 1977 г. Со времени работы ленинградских археографов в этом районе прошло уже четыре года, и в судьбе тех книжных коллекций, которые были выявлены В.И. Малышевым и его последователями, многое изменилось. Ушел из жизни целый ряд известных хранителей старины, их книжные собрания разошлись по рукам, изменился состав некоторых ранее зафиксированных собраний, многие владельцы рукописей сменили место жительства. Поэтому перед сыктывкарскими археографами встала задача нового полного обследования всех основных населенных пунктов Усть-Цилемского района. В ходе первых экспедиций эта задача была выполнена.
Новое сплошное обследование района показало, что рукописная и старопечатная книжность на Низовой Печоре во второй половине 1970-х гг. в основном сосредоточилась в трех самых крупных населенных пунктах - селах Усть-Цильме, Замежном, Трусове, расположенных по трем главным рекам региона - Печоре, Пижме и Цильме. Число хранителей старой книги в районе также сильно сократилось. Старинная книга сконцентрировалась в руках наиболее начитанных и активных в религиозной жизни пожилых усть-цилемов. Основу их собраний составляли книги, доставшиеся им в наследство от родителей и ближайших родственников; к этим родовым библиотекам позднее добавлялись книги, приобретавшиеся чаще всего после смерти односельчан по устному завещанию или в дар от родственников покойных. К концу 1970-х гг. существенно возросла в районе прослойка другого типа хранителей древней книжности (которую выявил еще в 1950-е гг. В.И. Малышев) - сравнительно молодые усть-цилемы, получившие книги по наследству от родителей, сами старую книгу уже не читающие, а лишь хранящие ее как семейную реликвию.
Репертуар сохранившихся к тому времени у населения рукописных книг также существенно изменился, даже сравнительно с предшествующим десятилетием. В основном это были рукописи местных мастеров второй половины XIX - начала XX вв., создателей печорского полуустава - И.С.Мяндина, И.И. Ермолина, А.М. Бажукова, И.Я.Носова. По содержанию эти, как правило, не переплетенные тетрадки в 8-ку относятся к литургической сфере (отдельные каноны, выписки из Требника, Устава и т.п.), либо посвящены эсхатологической теме. В нескольких печорских крестьянских библиотеках еще сохранились дониконовские печатные издания, но, безусловно, преобладали уже издания старообрядческих типографий конца XIX - начала ХХ в. Рукописная традиция, поддерживавшаяся еще в 1950-1960-х гг. несколькими грамотными книжниками, пресеклась со смертью последнего из них - С.А.Носова.
За первый период полевой работы на Низовой Печоре археографами СыктГУ было приобретено около 70 рукописных и до 50 старопечатных ниг. Экспедиции 1980-х гг. расширили поиск до самых низовий Печоры и включили в район работы г. Нарьян-Мар, куда в последние годы переехали многие усть-цилемцы из некогда книжных семей. Налаженные контакты позволили в ходе экспедиций второго этапа приобрести у жителей Усть-Цилемского района и г. Нарьян-Мара свыше 200 рукописных книг. Среди них преобладают поздние сборники XIX - начала XX вв. Однако в числе находок последних лет вновь появились и объемные сборники более раннего времени, содержащие подборки текстов историко-литературного и учительного характера.
Многие рукописи дошли до нас в силу разных причин с утратами, от многих уцелели лишь незначительные фрагменты. Однако каждый отдельный, даже однолистный, фрагмент является остатком реальной книги, переписанной кем-то из наших предков и читавшейся несколькими поколениями.
Перечисленные особенности собирательской работы СыктГУ и определили состав и характер Усть-Цилемского собрания рукописей Научной библиотеки университета. Бoльшую часть его составляют небольшие сборники поздней традиции, включающие выборки из библейских книг, уставные тексты, подборки учительного чтения, духовные стихи, апокрифы, эсхатологические писания. В большом количестве представлены рукописи богослужебного содержания, по преимуществу фрагменты канонников и отдельные каноны. Некоторые служебные книги, например, Псалтири и Часовники, использовались как традиционные учебники для обучения грамоте.
Вместе с тем в составе некоторых сборников и в виде отдельных рукописей встречаются и известные литературные тексты: Житие Зосимы и Савватия Соловецких - (УЦр.152), Житие Екатерины великомученицы (УЦ р.13), Житие Параскевы Пятницы (Уцр.40), Житие Марины, великомученицы Антиохийской (Уцр.39, Уцр.173), Житие Василия Нового (Уцр.33); полный список Жития Нифонта Констанского, сделанный в конце XVIII в. (Уцр.68),. Достаточно широко представлены духовные стихи, пользовавшиеся особой популярностью в крестьянской старообрядческой среде: стих об Иосифе Прекрасном (УЦр.70, Уцр.86), "О распятии Христове и плаче богородицы" (УЦр.22), о Иоасафе царевиче (Уцр.175), о последнем времени (УЦр.198), о хмельном питии (УЦр.59) и др. В этом ряду следует назвать также слова и поучения известных отцов церкви, также являющиеся неотъемлемой частью четьих старообрядческих сборников: Слово Епифания Кипрского о погребении тела Господня (УЦр.88, Уцр.213), Слова Иоанна Златоуста (на Благовещение - Уцр.100; о многоимении - УЦр.137; настенный лист с Поучением о матерной брани (УЦр.208 и др.); слова Ефрема Сирина ("наказание мнихом", о безмолвии -УЦр:3; о покаянии - УЦр.123 и др.), Кирилла Иерусалимского (УЦр. 25, УЦр.140, УЦр.196) и других (см. указатель имен авторов произведений).
Особо следует отметить немногочисленные, но интересные нотированные рукописи из Усть-Цилемского собрания СыктГУ. Так, например, рукопись XVII в. (УЦр.122) сохранила две древние нотации: знаменную и путевую. Последняя встречается сейчас очень редко, так как была распространена только в XVI и в начале XVII вв. Другие нотированные рукописи представляют собой фрагменты, содержащие от одного до нескольких листов, но каждый из них содержит какуюнибудь музыкальную редкость. Даже по этим небольшим осколкам, отражающим местную традицию пения, можно говорить об очень высоком уровне музыкального образования северно-русского крестьянства.
В палеографическом отношении Усть-Цилемское собрание НБ СыктГУ представляет в основном местную рукописную традицию. Печорский полуустав, созданный в XIX в на основе поморского письма, в отличие от своего прототипа характеризуется большей свободой письма: менее выписан, не так строен, буквы зачастую имеют наклон; у них много завитков, тонких линий. Самым известным и почитаемым среди печорских писцов-профессионалов второй половины XIX в. был Иван Степанович Мяндин (1823-1894 гг.), рукописная продукция которого достаточно широко представлена в Усть-Цилемском собрании НБ СыктГУ. И.С.Мяндин успешно соединил в себе качества не только умного читателя, ценителя и собирателя книг, редактора древнерусских повестей, но и писца, переплетчика и реставратора многочисленных рукописей, бытующих на Печоре и по сей день. Письмо И.С.Мяндина отличается аккуратностью и четкостью, опрятностью оформления листа. Его почерку присущи острые оконечности букв, изящные росчерки и своеобразный наклон влево.
Рукописное наследие И.С.Мяндина огромно и до конца еще не изучено. Основная его часть хранится сейчас в Пушкинском Доме. Рукописи И.С.Мяндина, имеющиеся в Усть-Цилемском собрании СыктГУ, носят в основном богослужебный характер. Это многочисленные канонники (УЦр.20, УЦр.87, УЦр.134, УЦр.174), богослужебные сборники (УЦр.32, УЦр.34, УЦр.41, УЦр.93), помянники (УЦр.102, УЦр.106).
Имеются в Усть-Цилемском собрании университетской библиотеки и образцы письма других печорских писцов XIX-XX вв. Один из них - современник И.С. Мяндина Никита Иванович Носов (ум. в 1884 г.). Он обладал своеобразным крупным почерком, легко узнаваемым среди других почерков печорских писцов. Н.И.Носов упомянут В.И.Малышевым в числе известных переписчиков и владельцев старинных рукописей на Печоре конца XIX века. Исследователь относил его к числу незаурядных "грамотеев" и книгописцев. В Усть-Цилемском собрании НБ СыктГУ имеется целый ряд переписанных им рукописей (УЦр. 31, УЦр.82, УЦр.105, УЦр.213), а на одной рукописи XVIII в. сохранилась его владельческая запись (УЦр.96). Имеются переписанные им рукописи и в печорских собраниях ИРЛИ (см., например, УЦ 337, УЦ новое 202).
Завершением некогда богатой рукописной традиции на Печоре можно считать деятельность Степана Анфиногеновича Носова (1902-1981 гг.). В Усть-Цилемском собрании НБ СыктГУ находится архив и несколько рукописных сборников С.А. Носова (УЦр.138, УЦр.140, УЦр.196). Сборники, составленные и переплетенные С.А. Носовым, скромны и непритязательны на вид. Писал С.А.Носов обыкновенной ручкой, подражая печатному шрифту и выделяя заголовки и буквицы красной пастой, а для письма использовал бумагу из школьных тетрадей. Однако содержание сборников удивляет своим разнообразием - их можно назвать своеобразными энциклопедиями. Они содержат выписки из библейских и богослужебных книг, сведения о вселенских соборах, тексты эсхатологического и морально-этического характера, выписки по истории Печорского края и сведения о наиболее важных событиях русской истории. В архиве С.А. Носова хранятся его автобиографические записки, которые несут на себе отпечаток его яркой индивидуальности. Все факты собственной биографии С.А. Носов тщательно переработал и составил повествование в духе агиографических и проповеднических сочинений.
Дело С.А.Носова по созданию энциклопедических сборников продолжил его друг Фатей Семенович Носов (1903-1989 гг.). Ф.С.Носов, учитель из Нарьян-Мара, составлением и перепиской сборников занялся уже под конец жизни, взяв за образец труды С.А.Носова, которые тот часто давал ему "на подержание". В нашем собрании есть несколько сборников из библиотеки Ф.С.Носова (УЦр.196, УЦр.246, УЦр.250, УЦр.251), но его собственные рукописные труды пока не выявлены в составе печорского собрания.
Этими именами, безусловно, не ограничивается круг печорских писцов, рукописное наследие которых представлено в Усть-Цилнемском собрании университетской библиотеки, но оно, к сожалению, пока еще остается по большей части анонимным, как анонимны в основной своей массе и те произведения, которые переписывались печорскими крестьянами. Сопоставительный анализ почерков печорских рукописей из собрания СыктГУ и рукописных сборников печорских собраний Пушкинского Дома, возможно, позволит в будущем, атрибутировать некоторые из них известным усть-цилемским книжникам.
Часть рукописей Усть-Цилемского собрания НБ СыктГУ имеет несомненно поморское происхождение. Поморский полуустав, выработанный крестьянами-старообрядцами поморских сел на основе средневекового полуустава, особого совершенства достиг под пером книжников знаменитого Выголексинского общежительства, ставшего в XVIII в. важнейшим культурным и просветительским центром на Русском Севере. Поморское письмо легко узнаваемо: оно отличается изяществом, стройностью и прямизной букв, "плотностью" текста. В Усть-Цилемском собрании НБ СыктГУ рукописей, переписанных поморским полууставом, довольно много. Это объясняется тем, что продукция поморских книгописцев активно ввозилась на Низовую Печору благодаря культурным связям Выголексинского монастыря и старообрядческих скитов на Пижме и Цыльме.
Орнаментированных рукописей среди находок археографических экспедиций СыктГУ немного; оформление большинства из них отражает художественные вкусы и навыки местных печорских книжников. Несколько рукописей оформлены в традициях развитого поморского стиля. Печорскими книжниками не был выработан самобытный стиль книжной орнаментики, в противоположность стилю письма. Рукописи XVIII в., переписанные, по-видимому, на Печоре, в орнаментальной части дают огрубленные варианты поморского стиля (что объясняется, вероятно, тем, что именно с выговских оригиналов они копировались). Рукописи более позднего периода иллюминованы заставками и инициалами либо в подражание позднему поморскому стилю, либо произвольными вариациями с использованием мотивов растительного и геометрического характера.
Рукописные книги и фрагменты, полученные археографическими экспедициями СыктГУ, содержат сравнительно редкие владельческие записи. Не обильны и читательские маргиналии. Однако имеющиеся записи содержат весьма ценный материал для истории отдельных крестьянских родов, фенологические наблюдения, разного рода заметки, рисующие подчас с неожиданной стороны характер владельца или читателя рукописной книги. В этом плане следует особо отметить рукопись, содержащую Слово Епифания Кипрского на погребения тела Господня (УЦр 213), пользовавшуюся у усть-цилемских крестьян особой популярностью, судя по многочисленным читательским записям, сохранившимся на этой рукописи. Среди них записи известных печорских книжников, владельцев значительных рукописных собраний, происходящих из старинных крестьянских родов Кисляковых, Ермолиных, Бобрецовых, Носовых - И.Р. Кислякова, И.И.Ермолина, А.Бобрецова, И.Г.Носова.. Другая рукопись - "Житие Василия Нового" - начала XIX в. (УЦр.33) в разное время принадлежало трем владельцам крупных книжных собраний, сведения о которых приводит В. И. Малышев: И.М. Вокуеву, Ивану и Прокопию Чупровым. Один из читателей этой книги обратился к ней еще в отроческом возрасте: "Читал мальчик Прокопий Чупров". Записи Прокопия Чупрова имеются и на других рукописях Усть-Цилемского собрания (например, УЦр.19). Зачастую читатели фиксировали свое отношение к прочитанному. Так, например, Иван Михайлович Вокуев, давая оценку книги, записал: "Книга очень полезна читать, людям толковать... что где размышлять" (УЦр.33).
Для изучения истории крестьянских родов большое значение имеют записи поминального характера, имеющиеся на многих книгах Усть-Цилемского собрания НБ СыктГУ.. Например, Месяцеслов начала XIX в. (УЦр.8) содержит более 100 поминальных записей, перечисляющих имена жителей Низовой Печоры. Нередко на полях постоянно читаемых книг находим и хозяйственные расчеты (УЦр.9), и записи о времени вскрытия рек ото льда (УЦр.19).
Давая научную оценку университетской коллекции печорских рукописей, необходимо учитывать, что она является лишь частью обширного комплекса, бытовавшего на Печоре в XVII-XX вв., Университетская коллекция не является репрезентативной даже для истории книжной культуры региона в ХХ в. Для получения относительно полных и достоверных выводов в историко-культурологических исследованиях необходимо опираться в первую очередь на материалы печорских собраний ИРЛИ, а также коллекцию печорских рукописей БАН (в составе собрания Н.Е.Ончукова и фонда текущих поступлений (рукописи, собранные В.И. Малышевым).
Вместе с тем Усть-Цилемское собрание НБ СыктГУ имеет безусловную научную ценность, так как дает сколок с самого демократического слоя массовой народной книжности. Эта рукописная коллекция содержит весьма ценный материал по истории книжной культуры Низовой Печоры за последние столетия, включая, в основном, образцы наиболее демократической книжности, некогда бытовавшей в регионе в каждом доме, в каждой семье. Она нуждается в дальнейшем изучении (палеографическом, источниковедческом, текстологическом) в контексте всей сохранившейся печорской книжности.
Т.Ф. Волкова, доцент кафедры русской и зарубежной литературы СыктГУ